|
|
Александр СЕВАСТЬЯНОВ
СТРАХ, ЛОЖЬ, ГЛУПОСТЬ Русский национализм воспитан русской культурой Был бы ум бы у Лумумбы, Так и Чомбе не при чем бы. Советский фольклор Календарь нового тысячелетия заставляет задуматься над сакральным значением цифры «11». 11 сентября 2001 года публичное наказание перед лицом всего мира претерпела многогрешная Америка. Она получила увесистую пощечину по всей своей наглой стекло-бетонной морде. Никто из тех, кто видел, как бесстрашный самолет мягко входит в толщу небоскреба, символизирующего американское могущество, никогда не забудет этот неве-роятный, фантастический в своей реальности день. Мир вздрогнул, в нем проснулись скрытые надежды. Его орбита испытала крутой поворот, на мировой арене обнаружила себя новая историческая сила, заставляющая с собой считаться. 11 декабря 2010 года такую же пощечину по самоуверенной физиономии получил Кремль – событие, конечно, не столь грандиозного масштаба, но имеющее для судьбы нашей России не меньшее значение. Мы вновь стали свидетелями невиданного и неслы-ханного события. Наша новая историческая сила триумфально вышла на простор русской столицы, и это увидела вся Россия, об этом узнал весь мир. Эта сила – русский национа-лизм, представший в лице молодого поколения русского народа. Она тоже заставит с со-бою считаться. И мы, русские люди, нашу последнюю надежду возлагающие на эту силу, тот день тоже никогда не забудем: мечта на миг стала реальностью. Похоже, его не забудет и получивший пощечину Кремль. Тряхнуло, и крепко До сих пор Кремль в спокойном сознании собственного могущества хладнокровно вытирал ноги о русский народ, демонстративно пренебрегая его нуждами, правами и ин-тересами, щеголяя государственной русофобией. Но в 2010 году власть была всерьез напугана дважды: в первый раз, когда эхо краткой партизанской войны в Приморье вы-явило всенародную скрытую ненависть к Кремлю и его слугам; а второй раз – когда слу-чилась Манежная площадь и русская молодежь показала себя как организованная сила. Оба соправителя-конкурента не смогли на сей раз сделать вид, что ничего не про-изошло. Критическая ситуация заставила обоих выпукло проявить свою суть. Путин как более умный и опытный политик, отреагировал быстро и грамотно, в смысле зрелищно – возложил цветы к могиле убитого русского юноши. Но выдержать ха-рактер до конца не сумел и вскоре сорвался и заблеял что-то о нарушении законности, о «деструктивных элементах», стремящихся «примазаться» к футбольным фанатам, чтобы нажить «политический капитал» (довольно смешное предположение, не правда ли?), стал угрожать Русскому движению. Зачем он сделал эти нелепые заявления? С перепугу, ко-нечно, как мы все понимаем. Медвежья болезнь постигла и его товарища, выразившись в угрожающем словес-ном поносе по адресу нехороших сограждан, осмелившихся – вы только представьте се-бе! – на «несанкционированное мероприятие». О том, что Русскому движению в своей стране, похоже, уже никакие санкции больше не требуются, он пока не догадывается. Спонтанная, непродуманная, пошло агрессивная реакция Медведева лучше всего выдает его испуг и растерянность. Но близость выборных кампаний заставила президента преодолеть и страх, и от-вращение и попытаться отыграть, хоть отчасти, свои позиции в глазах электората, чье национальное сознание растет быстро и необратимо. Поразмыслив немного, он понял, что в стартовавшей гонке вновь потерял баллы по сравнению с Путиным. И вот 17 января Дмитрий Медведев решил обнародовать свою концепцию борьбы с русским национализмом – но так, чтобы одновременно потрафить всем: успокоить пе-ретрусившие до обморока сильные антирусские группировки, с одной стороны, а с другой – бросить кость русским людям, умиротворить их хотя бы отчасти. На роль такой кости он назначил русскую культуру. Сказавши «А»… В прекрасное подмосковное именье Горки, где 85 лет назад умирал первый вождь унаследованного Медведевым антирусского государства, к президенту явилось на поли-тинструктаж три десятка парламентариев из Совета Федерации и Государственной Думы, необычно большая делегация. На сей раз это были не только лидеры четырех представ-ленных в парламенте политических партий – «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Справед-ливой России», но и председатели обеих палат, вице-спикеры, руководители фракций, председатели ключевых комитетов и их замы. Президент сразу присвоил встрече высо-кий ранг, напомнив, что в таком составе парламентарии приглашаются на рабочие сове-щания лишь по самым важным проблемам. Справа от Медведева сидел Владислав Сурков, настороженный и собранный, внимательно отслеживающий каждое слово президента и реакцию зала. Смотрящий… Что же за необходимость вызвала столь ответственную встречу? Медведев долго ходил вокруг да около, собираясь с духом. Озвучил, например, та-кую банальную задачу: принять все причитающиеся на ближайшую сессию важные зако-нодательные инициативы. А то без него о том не догадывались. Вновь ломанулся в от-крытую дверь, напомнив, что верхняя палата теперь станет «полноценной палатой регио-нов», поскольку сенаторы будут избираться. Туманно пообещал: «Мы должны оптимизи-ровать политическую систему». Порадовал свежей мыслью о том, что «от качества взаи-модействия двух важнейших политических институтов – президента и парламента – пря-мо зависит экономическое и социальное положение миллионов российских граждан». Златоуст, да и только! Но рано или поздно пришлось заговорить о главном. Прямо сказать о событиях на Манежной площади у него язык не повернулся (слишком еще травмировано сознание, как видно). Вместо этого он постулировал, что межнациональная рознь представляет огром-ную опасность для развития страны. Тоже, конечно, свежая мысль. Особенно если учесть, что пламя этой розни вовсю полыхает с конца 1980-х, да так, что в нем уже сгорели сотни тысяч русских людей. И бу-дет оно полыхать, как это все умные люди разумеют, ровно до тех пор, пока русские не возьмут твердо всю страну в свои – и только свои! – руки. И не погасят его раз навсегда. Впрочем, с точки зрения Медведева, похоже, возбуждением розни являются как раз-таки попытки русских противостоять этому пламени. Именно так, в частности, он сго-ряча оттрактовал «Манежку» сразу после шока. Какое же лекарство прописал России ее президент, чтобы излечиться от этой не-хорошей болезни – от межнациональной розни? Есть такое лекарство! Это, оказывается, русская культура. Тут-то Медведев и обнаружил вновь всю «глубину» своего понимания проблемы. Попробуем раскрыть ее для доброго читателя, ищущего в речах властей чистую монету. Уровень некомпетентности, или Принцип Питера в действии Я и раньше имел случаи убедиться, что президент Медведев по широкому спектру гуманитарных проблем находится в плену расхожих мифов пополам с трюизмами. По-этому меня не удивили его общие установки, отражающие именно мифы и трюизмы. На-пример: 1. Президент заявил: «Вне всякого сомнения, особое внимание должно уделяться русской культуре. Это основа, это костяк развития всей нашей многонациональной куль-туры». Рассуждения о том, что Россия-де есть «многонациональная» страна, не имеют, как известно, под собой никакой почвы, ни фактической, ни юридической. Об этом напи-сано достаточно, чтобы не повторяться. Это сложносоставная, полиэтническая страна, как и почти все страны на свете, но – моно-, а не «много»национальная. Никому ведь не придет в голову назвать Израиль многонациональным, хотя, во-первых, в нем сегодня собраны представители едва не всех этносов бывшего СССР, а во-вторых, евреев в Из-раиле меньше (в процентах), чем русских в России. То же и с культурой. Быть костяком самой себя никакая культура не может, она просто либо есть, либо ее нет. Но ведь никто в мире не олицетворяет культуру России с лезгинкой, курбан-байрамом или шаманскими камланиями. Все это – локальные этногра-фические элементы и не более того. Культура России – это русская, а не «многонацио-нальная» культура. Замешанная на русских племенных архетипах, на русском языке и фольклоре, и, соответственно, на русском образе мысли. Тем она и интересна миру. 2. «Это нормально, и об этом должно быть не стыдно говорить, – уговаривает сам себя президент. – Русские вообще являются самым большим народом нашей страны, русский язык является государственным, Русская Православная Церковь является круп-нейшей конфессией нашей страны. Сидящие в этом зале представляют разные культуры, но значительная часть – это представители русской культуры». Волга впадает в Каспийское море… Прекрасно, что Медведев перестал, вроде бы, стыдиться своей русскости, хотя до сих пор явно стеснялся выговаривать это слово. Опомнилась красотка! – так это, кажется, называется. Похоже, доселе президент не замечал, что вся Россия держится исключи-тельно на русском народе, что русские – это тот самый сук, на котором благополучно вос-седают все остальные российские народы, в том числе и пилящие его по мере сил. Про-ще говоря – нация: единственный государствообразующий народ нашей полиэтнической страны. Правда, от такого прямого взгляда на вещи президента еще по-прежнему коро-бит, как мы сейчас увидим. Но прогресс налицо. Смущают только две странности. Во-первых, банальность и поверхностность аргументации, камуфлирующей само-очевидную идею: русские должны быть хозяевами в своем доме. То, что для Медведева прогресс, для русских националистов – уже давно прой-денный этап. Добро бы он все это разъяснял кавказцам! Если же месседж, посланный из Горок, хоть в малейшей степени обращался к русским, то надо отметить, что он опоздал. Мы и так знаем, что русский народ самый большой в России, русский язык – государст-венный, а православная конфессия – крупнейшая в стране. Слабое утешение. Нам-то с того какая радость? Где юридическое соответствие этим фактам? Почему у татар, чечен-цев, адыгов и т.д. есть своя национальная государственность, а у нас, таких больших и замечательных, нет? Мы давно сделали из этих немудрящих идей единственно верный вывод. Даешь русский суверенитет! Даешь Русское национальное государство! Но до таких выводов Медведеву, конечно, как до луны. Во-вторых: зачем понадобился президенту России весь этот набор банальностей? Затем, что он вознамерился «выработать синтетические национальные ценности», чтобы противопоставить их появлениям национализма. Но уж тут что-нибудь одно из двух. Либо давайте вырабатывать синтетические ценности, но тогда причем тут русская культура? Она полна, совершенна и органична для русских, а потому никакому «синтезированию» на потребу момента не подлежит. Либо давайте в русской культуре искать противодействие русскому национализму, но это и во-все нонсенс, ибо именно на этой культуре мы выросли принципиальными и несгибаемы-ми националистами. Нас сделали такими Пушкин и Гоголь, Белинский и Толстой, Бунин и Блок, Глинка и Даргомыжский, Чайковский и Мусоргский, Суриков и Верещагин, Репин и Васнецов, Даль и Менделеев… Для того, чтобы ясно видеть указанное противоречие, надо знать русскую культу-ру, которую Медведев не знает, и понимать русское национальное движение, которого он не понимает. Складывается впечатление, что президент взялся, неловко и неумело, потому что вынужденно, а не от чистого сердца, замолвить словечко за русских. Объяснить кому-то, что у этих аборигенов тоже есть своя какая-никакая культура. Кому он это объяснял? Западным претендентам на мировое господство? Россий-ским национальным меньшинствам, малым народам, диаспорам? Либеральным кругам, русофобам всех мастей, делающим сегодня на него ставку? Пустые хлопоты… Мертвому припарки Медведев дал свой рецепт воскрешения покойника – советского интернациона-лизма: «Нам нужно развивать самые лучшие черты русского характера именно потому, что в какой-то период лучшие черты нашего характера сделали нашу страну сильной, по сути, создали нашу страну». Он выразил уверенность, что с проявлениями национализма нужно бороться, рассказывая «о наших истинных ценностях и обычаях». Он этих ценностей и обычаев не знает, потому так уверенно вещает (знал бы – помалкивал). На деле они только укрепят национализм. Здоровая стихийная ксенофобия всегда была присуща русскому народу, что и позволило ему сохранить себя, свой гено-фонд в очень непростых этнодемографических условиях пестрой по составу Империи. Да, сами-то мы шли во все концы света, к другим народам, создавая свое государ-ство, миром или войной (по большей части), ничьего разрешения при том не спрашивая. И строили мы никакое не «совместное», а свое, русское государство, для детей и внуков русских. А что не вырезали притом местные народы, как поступали древние евреи или недавние англо-саксы, то лишь по природной незлобивости. Попрекать нас этим не надо. Зато к себе чужих пускали всегда очень неохотно, мало и не всех, да и то лишь по окраинам или в гетто (Татарская улица, Немецкая слобода). И горе тем, кто шел к нам незвано-непрошено! Сегодняшний стремительный рост национализма – закономерный ответ неизменной русской ментальности нашествию иноплеменных, для которого у нас всегда была припасена «дубина народной войны», по выражению Льва Толстого. Медведеву же кажется прямо противоположное: «Нам нужно развивать самые луч-шие черты русского характера. Именно потому, что в какой-то период лучшие черты на-шего характера сделали нашу страну сильной. По сути, создали нашу страну. Какие это черты? Ну, это понятные вещи абсолютно: это терпимость, отзывчивость, умение ужи-ваться вместе с соседями, строить совместное государство, уверенность в себе. Ну, и, конечно, как следствие, известные всем великодушие, широкий взгляд на вещи, на свою историю, и на историю других. Вот, наверное, именно в этом и проявляется русская тра-диция и русский характер». С таким детским, поверхностным знанием и пониманием русской истории, русского национального характера Медведев мечтает вслух: «Мы должны рассказывать о наших истинных ценностях, о наших обычаях, чтобы не давать распространяться идеологиче-ским мифам, предрассудкам и всякого рода подделкам». Эх, бедолага! Он в упор не видит, что за сто лет обстоятельства нашей истории поменялись самым радикальным и невозвратным образом, что на повестке дня – не оче-редное воссоздание никому не нужной империи, а строительство русского национального государства по образцу всех бывших советских республик, мгновенно перековавшихся в этнократии (одна Россия только еще просыпается от интернационалистского советского морока). А на этом этапе востребованы совсем другие ценности! Кинул кость «Мы должны заниматься культурой. Я недаром уделил этому такое внимание в своём вступительном слове», – подчеркнул в своей речи президент РФ. Вот сухой остаток встречи. Напомню, на этот разговор президента подвигнули впечатления 11 декабря. Но ни анализа причин, выведших русских людей на Манежную площадь, ни серьезного, действительно государственного разговора о наболевших этнических проблемах «самого большого» народа России мы не дождались. Под бдительным оком своего куратора, внимательно следившего, чтобы президент, не дай бог, не сказал |